В возрасте 2 года 8 месяцев большинство детей уже начинают строить простые фразы из 2-3 слов, например: «мама дай мяч» или «я хочу пить». Однако темпы речевого развития могут сильно отличаться у разных детей. При этом есть ориентиры, на которые стоит обращать внимание.
Нормы развития речи к 3 годам включают:
- Активный словарный запас 200-300 слов и более
- Построение простых предложений из 2-3 слов
- Понимание простых и сложных инструкций («принеси мяч и положи на стол»)
- Использование местоимений, глаголов, существительных
Когда стоит обратиться к специалисту:
- Ребёнок понимает обращённую речь, но не строит фраз
- Словарный запас очень ограничен
- Есть трудности с произношением большинства звуков
- Речь непонятна даже близким
- Отмечаются трудности с вниманием, общением, пониманием
В описанной вами ситуации лучше не ждать, а показать ребёнка логопеду-дефектологу. Иногда задержка фразовой речи связана только с особенностями развития и быстро компенсируется при работе с логопедом. Но бывают и другие причины: снижение слуха, особенности строения речевого аппарата, общее недоразвитие речи, неврологические факторы.
Что вы можете сделать уже сейчас:
- Чаще разговаривайте с ребёнком, комментируйте свои действия
- Читайте простые книжки с картинками и обсуждайте их
- Задавайте вопросы, на которые нужно ответить более чем одним словом
- Играйте в сюжетные игры (кухня, магазин, куклы)
Вывод: В вашем случае визит к логопеду поможет определить, есть ли задержка речевого развития и нужна ли коррекция. Чем раньше начнётся работа, тем лучше прогноз для полноценного развития речи к школе.