В возрасте около 2 лет развитие речи у детей может сильно отличаться. То, что ваш ребёнок активно общается на своём «языке», но понимает обращённую речь и выполняет просьбы, — уже хороший знак. Это говорит о том, что слух и понимание речи у него развиваются.
Однако в норме к 2–2,5 годам у большинства детей словарный запас составляет около 50–200 слов, и они начинают составлять простые предложения из 2–3 слов. Если же ребёнок в основном использует собственные звуки и «лепет», это может быть вариантом нормы при индивидуальном темпе развития, но иногда указывает на:
- Задержку речевого развития — может быть связана с особенностями слуха, строения речевого аппарата или работы мозга.
- Двухъязычную среду — дети в семьях, где говорят на нескольких языках, иногда дольше «созревают» для полноценной речи.
- Недостаток речевого общения — если взрослые мало разговаривают с ребёнком или заменяют живое общение гаджетами.
Что можно сделать сейчас:
- Чаще разговаривайте с ребёнком, комментируйте свои действия, читайте книги вслух, пойте простые песни.
- Сократите время с гаджетами до минимума — живое общение стимулирует речь гораздо лучше.
- Играйте в игры, где нужно повторять слова, называть предметы.
- Обратитесь к педиатру и детскому неврологу, а при необходимости — к логопеду. Специалисты оценят слух, артикуляцию и общее развитие.
Когда нужно насторожиться и обратиться к врачу без промедления:
- Ребёнок не говорит ни одного осмысленного слова к 2 годам.
- Не реагирует на обращение по имени, не понимает просьбы.
- Есть регресс — ребёнок говорил слова, но перестал.
В вашем случае, учитывая, что ребёнок всё понимает и пытается общаться, высокая вероятность, что речь «пойдёт» в ближайшие месяцы. Но для спокойствия и исключения возможных проблем всё же стоит показаться специалисту для очной оценки.