В возрасте 3 лет у большинства детей уже формируется простая фразовая речь – они могут составлять предложения из 2-3 слов, отвечать на простые вопросы, рассказывать о себе или о событиях. Если ребёнок в этом возрасте произносит только отдельные слова, это может быть вариантом индивидуальной нормы, но также может указывать на задержку речевого развития.
Возможные причины:
- Индивидуальные особенности развития – некоторые дети начинают говорить позже, но быстро догоняют сверстников.
- Недостаток речевого окружения – если с ребёнком мало разговаривают, не читают, не стимулируют общение.
- Нарушения слуха – даже лёгкое снижение слуха может тормозить развитие речи.
- Неврологические особенности – минимальные мозговые дисфункции, последствия осложнённой беременности или родов.
- Задержка психоречевого развития или расстройства аутистического спектра.
Что важно сделать:
- Обратиться к педиатру для первичной оценки развития.
- Проверить слух у детского ЛОР-врача или сурдолога.
- Посетить невролога для исключения органических причин задержки речи.
- Консультация логопеда и дефектолога – они оценят уровень речевого развития и дадут рекомендации по занятиям.
Что можно делать дома:
- Читать ребёнку книги с картинками, проговаривая и обсуждая их.
- Играть в сюжетные игры (кухня, магазин, доктор).
- Комментировать все действия в быту простыми фразами.
- Поощрять ребёнка выражать просьбы словами, а не жестами.
Важно: не откладывайте визит к специалистам. Чем раньше выявлена причина задержки и начата коррекция, тем быстрее ребёнок догонит сверстников. У большинства детей при своевременной помощи речь нормализуется к 4–5 годам.