В возрасте около 2 лет у детей может наблюдаться значительная индивидуальная вариативность в развитии речи. Если ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы и проявляет интерес к общению, это хороший признак сохранности слуха и базовых коммуникативных навыков.
Однако, к 2 годам и 3 месяцам у большинства детей словарный запас уже составляет от 50 до 200 слов, появляются простые фразы. Если ребёнок преимущественно использует отдельные слоги, это может указывать либо на особенности темпа речевого развития, либо на наличие факторов, замедляющих формирование речи.
Возможные причины:
- Индивидуальный темп развития (так называемые «поздние говоруны»).
- Недостаток речевого окружения - мало живого общения, редкое чтение книг, отсутствие диалога.
- Нарушения слуха (даже лёгкие, например после частых отитов).
- Задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.
- Неврологические особенности - минимальная мозговая дисфункция, последствия перинатальной гипоксии и др.
Что важно сделать:
- Проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.
- Проверить слух у сурдолога или ЛОР-врача.
- Посетить логопеда-дефектолога, который оценит уровень речевого развития.
- Увеличить количество речевого общения - читать книги, описывать вслух действия, задавать вопросы, петь песенки.
Когда нужно обратиться к специалистам без промедления:
- Ребёнок не понимает простые инструкции.
- Нет попыток подражать звукам и словам.
- Отсутствует зрительный контакт или интерес к общению.
Вывод: в вашем случае срочной паники нет, но рекомендуется провести обследование, чтобы исключить проблемы со слухом и неврологические причины. Чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее ребёнок догонит сверстников.