Здравствуйте. Вопрос о детях, с которыми работаю.
При сурдопедагогическом обследовании некоторых обучающихся выявлена следующая проблема. Ребенку предъявляется условный звук (например, от колокольчика или часов). Ребенка просят закрыть глаза. Условный звук может как подаваться, так и отсутствовать. Ребенка просят открыть глаза. Ребенка просят сказать, слышал ли он условный звук или нет, если звук слышал, то определить, в каком ухе звук был более громким. Детям предъявляется звук возле левого или правого уха, они правильно определяют, в каком ухе он звучит более громко. Так происходит 2-3 раза. После этого ребенка просят закрыть глаза. Звук не предъявляется. Ребенка просят открыть глаза и сказать, слышал ли он условный звук. Выявлена группа детей, которые утверждают, что отчетливо продолжали слышать именно условный звук (колокольчик, часики), когда закрывали глаза. У этой же группы детей выявлена серия жалоб: в течение месяца 1-2 приступа головокружения, периодически возникает шум или звон в ушах, бывает резкая слабость, головная боль, тошнота; выражена плохая переносимость транспорта, а также присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность, большая раздражительность на некоторые звуки [один ребенок даже с расстояния 3 метров слышит, как работает отпугиватель от собак, как он "тикает", когда издает звуки]. Уже некоторым детям после обращения к ЛОР-врачам поставлен диагноз - воспаление слухового нерва (кохлеоневрит), назначено лечение (в том числе, ноотропные препараты). Интересует в данном случае явление: повторные слуховые восприятия (почему субъективно ребенку кажется, что он слышит даже тиканье часов без предъявления ему источника звука); как они правильно называются, чем обусловлены, симптомами каких заболеваний могут являться, в помощи каких медицинских специалистов, возможно, дети еще нуждаются. Примечание: если изначально звук детям не предъявляется, то никто и не говорит, что его слышит. То есть в данном случае - вначале ребенок знакомится со звуком и его источником, сосредотачивается на нем, дает первые реакции на него, и только потом уже без источника звука детям кажется, что они повторно его устойчиво слышат, могут даже локализовать откуда он звучит и сказать, какое ухо у них слышит этот звук. За все время только один ребенок сказал, что продолжает слышать звук камертона после того как открыл глаза. Это его сильно удивило. Он сидит, смотрит на маму и спрашивает у нее, почему он слышит звук, а звук никто не извлекает, камертона даже близко нет.