Каковы причины задержки?
Связана ли она с низкими оценками? Это относится к успеваемости, которая может снижаться по многим факторам, механизмы которых различны. Возможно, у ребёнка дислексия, что затрудняет чтение, или проблемы со слухом, из-за которых он хуже воспринимает речь. Возможно, он быстро утомляется от умственных нагрузок, из-за чего уже на первом уроке начинает зевать.
Для многих специалистов всё это общие термины: задержка, неуспеваемость. Однако на самом деле это симптомы, которые могут сигнализировать о чём-то важном. Если бы вы подробнее их описали, можно было бы лучше понять ситуацию и обсуждать более конкретно.
Если психоэмоциональное развитие ребёнка заметно отстаёт (даже для его близких): его интересы, увлечения и уровень общения не соответствуют возрасту и выглядят более ранними (отставание на два года и более) - это может быть тревожным сигналом, что задержка может перейти в умственную отсталость.
Задержка, по определению, временная (обратимая) и при комплексной коррекционной работе может быть устранена. Однако следите за динамикой - если она отрицательная, если значительные усилия не приносят особо значимых результатов, это плохой прогноз.
Без корректирующей помощи задержка может компенсироваться тремя путями: гиперкомпенсация, когда нормально функционирующие навыки берут на себя нагрузку от неработающих (как в двигателе, где три цилиндра компенсируют четвёртый, не работающий); либо искажение, когда компенсация идёт за счёт чего угодно, если устойчивые навыки не справляются. Третий вариант характерен для возраста 9-10 лет, когда окно нейропластичности сужается: компенсационные механизмы запускаются правильно, но это редко. Для этого необходима коррекция, чтобы активировать компенсаторные механизмы и направлять их.
Что указано в рекомендациях ПМПК?